14 октября 2013

Пришитый к одежде номер авто

Российское такси обладает довольно-таки богатой историей. В далеком 1750 году только на территории Санкт-Петербурга на данном поприще трудилось порядка трех тысяч человек. Стоит заметить, что уже в те времена экипажи и сани извозчиков раскрашивались желтой краской. Сами кучера облачались в шапку с лентой желтого цвета и желтый кушак. Можно уверенно сделать вывод, что российские «Иваны» на многие десятилетия обогнали пионеров желтого такси из Нью-Йорка.

Денис Фонвизин на заре 1782 года своим знакомым и товарищам читал собственную комедию под названием «Недоросль», где госпожа Простакова с нескрываемым удивлением спрашивала, для чего необходимо знать географию, когда есть извозчики, готовые отвезти куда скажешь.

В середине 18-го столетия, во время правления Елизаветы Петровны, для возниц впервые введены были номера. Присутствующий номер говорил о том, что соответствующий налог уплачен. На основании предписаний «билета извозчика» ездить самом позволялось в каретах, роспусках, одноколках или санях с клеймеными хомутами, а также номером, который на спине пришит к платью. В предместьях и на территории города, на взнузданных конях ездить дозволялось малой рысью, а на быструю езду налагался запрет. Подъезжая к перекрестку, извозчику предписывалось сбавлять скорость, внимательно осматриваться по сторонам, чтобы не допустить столкновения. Кроме того, извозчик с пассажирами должен был быть вежлив и не допускать грубости. На улицах запрещалось свистеть и кричать.

В середине 1901 года извозчики, коих в те времена насчитывалось около 55 тысяч, в Российской империи первыми сдавали экзамены, чтобы получить право на вождение по улицам городов. Только в 1908 году появившиеся на дорогах Парижа возницы фиакров идентично коллегам мужчинам вынуждены были сдавать экзамены. В те же самые времена все экипажи и сани извозчиков обязали раскрашивать исключительно в желтый цвет. Всех кучеров обязали облачаться в кушак желтого цвета, а также носить шапку или шляпу с ленточкой желтого цвета.

В виде особенной касты выделяются «Царские возницы». Из дворцовых записей можно судить относительно того, что все они были из стольников. Имевшиеся у ответственных партийных работников шофера также на собственную работу роптать не могли, но с предшественниками их сравнивать не представляется возможным. Единицам царских возниц везло, и они становились царскими приближенными и лицами знатными. В качестве примера можно рассмотреть Шереметева Бориса Петровича.

В былые времена различали извозчиков управляющих одноконными пролетками, парными (дышловыми) и троечными запряжками, а также ломовых, которые предназначались для перевозки грузов. Таких было больше остальных, и пренебрежительно их называли «ваньками». Не покладая вожжей они трудились с самого утра и до поздней ночи, причем, независимо от погодных условий и за весьма символическую плату. Владимир Гиляровский, прослывший в определенных кругах «королем репортеров», будучи знакомым с данным делом,, говорил: «Извозчик питается и греется в трактире. У него нет другой пищи и отдыха. Требуха с огурчиками да чаек. Иной раз водки стакан, но никакого пьянства».

В качестве высшей касты выделялись «лихачи». Их отличал внешний вид, богатство экипажа и его оборудование. Обычные извозчики в качестве обращения к своим пассажирам использовали слово «барин». В свою очередь «лихачи» будто обращались к баронам, герцогам или князьям, используя словосочетание «Ваше сиятельство». Когда данное словосочетание говорилось быстро, получалось что-то вроде «вась-сиясь». Лихачи на городских улицах появлялись после обеда и ждали подгулявшего обитателя трактира или же состоятельного клиента.

Поднявшиеся на «Недоросле» городские отцы приняли решение относительно входа в новоявленное столетие с теми извозчиками, которые на специализированных курсах на протяжении двух с половиной лет изучали азы астрономии, хороших манер и французского языка. Астрономия нужна была для того, чтобы в ночное время можно было ориентироваться по звездам. Также в обязательную программу входила география Петербурга и его окрестностей. Естественно, никто из простых мужиков не собирался сделать благородных девиц. В те годы в русском языке имелось определение — человек ругается или груб идентично ломовому извозчику. Окончить курс успешно удалось только 55 человекам, в качестве награды которым предоставили пролетки нового образца. Для 60 учеников была назначена переэкзаменовка по французскому языку, 15 по астрономии и 20 по географии. Как бы то ни было, но все ученики безошибочно научились подсчитывать плату за перевозку.

Трудно даже представить что будет, если таксистов из Сочи заставить учить английский язык. Хотя, разговорник электронного типа может использоваться в качестве альтернативы. Манеры приличия также им не помешают. Если в пример взять таксистов из Праги, то вопрос с географией отпадает сам собой. Любой хороший таксист даст фору в сто баллов любому навигатору. Между тем, пражские таксисты собирались устроить забастовку, когда в экзаменационные билеты им были поставлены вопросы по юриспруденции и бухгалтерии. Как ни как, но кто не пройдет испытаний, останется без водительской лицензии.

Многим пассажирам бы понравилось обращение «вась-сиясь», хотя и смахивает это несколько на японские мотивы…

Имя:

Текст комментария: